Наверх

Образование в Испании в сравнении с образованием в других странах мира (часть первая)

Дата: 21.10.2014

Автор: Азбука Испании

Образование в Испании в сравнении с образованием в других странах мира (часть первая)
Образование в Испании в сравнении с образованием в других странах мира (часть первая)

Система образования в Испании считается весьма развитой по европейским меркам. Ее преимущества и недостатки можно легко увидеть, если сравнить с образовательными системами других государств Европы и мира. Результаты подобного сравнения опубликовало недавно популярное испанское издание «La Vanguardia».

В Испании начало учебного года определяется самими автономиями. Как правило, это середина сентября. В среднем каникулы испанских школьников длятся около трех месяцев. В большинстве стран Европы школьные каникулы гораздо короче. Но испанским детям приходится расплачиваться за долгий летний отдых в течение года: количество учебных часов в Испании составляет 1050, в то время как в Финляндии, где занятия начинаются первого сентября, в году насчитывается всего 856 часов учебных занятий.

Домашних заданий испанским детям также приходится выполнять больше. Об этом свидетельствуют данные, полученные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, ученикам 4 класса испанской школы приходится в неделю тратить на выполнение домашних заданий шесть с половиной часов.

В Испании, в отличие от многих других европейских стран, активно применяется система второгодничества. Статистика свидетельствует о том, что к 15 годам около трети школьников королевства хоть раз оставались обучаться повторно в одном и том же классе.

Документ об окончании среднего образования не получают около 20 % испанских школьников. В уже упомянутой Финляндии этот показатель составляет всего 5 %.


Насколько эффективна современная система образования Испании?

Мировой опыт показывает: далеко не всегда увеличение количества учебных часов приводит к тому, что успеваемость растет. В Испании, где количество часов довольно велико, процент неуспевающих составляет около 26 %. Как свидетельствуют авторитетные международные исследования, проведенные в 65 странах, показатели Испании являются довольно низкими. Это значит, что в образовательной системе королевства уже в течение многих лет наблюдается застой.

К примеру, по изучению математики Испания оказалась на 33 месте из 65 стран. По большинству других показателей она находится в конце третьего-начале четвертого десятка. Успеваемость школьников страны в целом осталась на том же уровне, что и десять лет назад.

Застой образовательной системы характерен сегодня для многих европейских стран, в том числе таких развитых, как Великобритания или Германия. А вот показатели многих азиатских государств в последние годы рекордно возросли.

Заслугой Испании можно считать то, что стране удалось построить единообразную образовательную систему – в этом она преуспела больше, чем США или Германия. Но, к сожалению, подобная политика имеет и свои отрицательные стороны. По итогам прошлого года большинство школьников показали плохие или средние результаты в обучении, тех же, кто учится блестяще, в королевстве очень мало. Отличники для средней испанской школы – это редкие исключения.

А вот в Южной Корее и Финляндии процент таких учеников довольно высок, в то время как школьников, демонстрирующих очень низкие показатели, совсем мало. Как показали недавние данные статистики, лучшие результаты в настоящее время принадлежат Корее – более высоких показателей нет ни в одной другой стране мира. В среднем успеваемость в Корее составляет 554 балла – это на 60 баллов больше, чем средние показатели, установленные Организацией экономического сотрудничества и развития по итогам исследований в 65 странам. Этот уровень можно выразить так: в среднем испанские школьники отстают от корейских на два учебных года.

Южную Корею и Финляндию можно считать сегодня одними из бесспорных лидеров мирового образования. Однако высокие результаты в этих странах были достигнуты различными методами. К примеру, в Финляндии для изучения в средней школе всем ученикам предлагаются одни и те же предметы. Детей не разделяют по уровню знаний. В стране считается, что программу средней школы может освоить любой ученик – при наличии дополнительной поддержки, если это необходимо. Практики второгодничества в Финляндии почти нет.

Что касается Южной Кореи, то модель образования здесь вообще не предусматривает возможности оставить ученика на второй год. В настоящее время в стране действует система, согласно которой в средней школе учеников делят на два уровня в зависимости успеваемости по математике. В случае, когда ученик демонстрирует очень низкие показатели, в 14 лет он может оставить школу и пойти в профессионально-техническое училище – если на это согласны его родители. В стране действует система повышенного контроля за успеваемостью, многие родители здесь готовы платить за услуги репетиторов и отдавать детей на дополнительные занятия – все это за немалую плату.

В прошлом году было проведено очередное исследование ОЭСР, в котором оценивались два показателя: знания по математике и способность понимать прочитанный текст. Это исследование проводилось среди людей в возрасте от 16 до 65 лет в 24 наиболее промышленно развитых странах. Выяснилось, что по математике Испания занимает последнее место среди этих государств, а по пониманию прочитанного – предпоследнее. В числе лидеров оказались Япония, Голландия и Финляндия.

Но есть и хорошие новости: показатели по наиболее молодой части испанского населения приближаются к среднему уровню. К примеру, разрыв со средними показателями в количестве набранных баллов по математике у старшей возрастной категории составляет 32 балла, в то время как среди молодежи он составляет 16 баллов. Возможно, причиной отставания является тот факт, что в Испании система обязательного среднего образования действует не так давно, как в других странах, так что со временем этот разрыв будет сокращаться. В стране есть довольно большая группа населения зрелого возраста, которая просто не имела возможности получить образование. Именно это может считаться причиной того, что в сфере образования Испания пока отстает от самых развитых государств мира. (Часть вторая). 



Возврат к списку


Пожалуйста, введите своё имя
Пожалуйста, введите свой email
Пожалуйста, введите комментарий