Обучение в Испании по программе старшей школы до недавнего времени предполагало обязательное изучение трех предметов: философия, этические ценности и история философии. Но заявленная недавно школьная реформа, известная как LOMCE, оставила из них только один – философию. Это означает, что 16-летние испанцы, оканчивающие школу, практически не будут иметь представления о развитии западного мышления – от древних греков до Жан-Поля Сартра. Размышления на эту тему недавно опубликовала испанская газета «Эль Паис» в своей онлайн-версии.
В статье приводится мнение одного из учителей, который преподает философию и историю философии в мадридской школе для детей из рабочих кварталов. По его словам, люди ошибочно полагают, будто философия учит думать. На самом деле изучение философии позволяет школьникам развивать критическое мышление, которое является основой демократии. Люди в современном обществе наделены избирательным правом потому, что они могут критически оценивать явления действительности и принимать обдуманные решения.
Мадридская Ассоциация учителей философии сейчас проводит меры, направленные на информирование родительской общественности о необходимости этого предмета в старшей школе. Подобная деятельность проводится на всей территории Испании – с разными результатами. Так, региональные правительства Кантабрии и Андалусии уже объявили о своем решении включить философию в школьное расписание, составленное их собственными отделами образования.
Позицию учителей философии поддерживает целый ряд организаций, к примеру, Испанское общество истории медицины, а также многие общественные деятели. В адрес газеты поступило письмо, в котором выражается озабоченность по поводу того, что философия в следующем учебном году исчезнет из расписания студентов, обучающихся на втором году бакалавриата. Это открытое письмо уже собрало более 200 тысяч «лайков» на «Фейсбуке». По мнению автора письма, не может не вызывать огорчения тот факт, что из расписания школьников исчезают именно такие предметы, которые способствуют развитию креативности школьников – от музыки до рисования.
Группа учителей философии уже встречалась с представителями Министерства образования, но результата эта встреча не дала. Учителей волнует как будущее их предмета, так и их собственное будущее. Предполагается, что некоторые из них продолжат обучать школьников своему предмету в рамках урезанной программы, другие же начнут преподавать иные дисциплины.
Тем временем одной из очередных реформ, проводимых в сфере образования, стало возвращение в расписание школ такого предмета, как религия. В Мадриде этот предмет выбирает для себя все больше школьников, и причиной тому, по мнению учителей, является то, что религия считается более легким для изучения предметом, нежели этические ценности.
Эту ситуацию комментирует Антонио Каскон, декан факультета философии Автономного университета Мадрида. По его мнению, в современном мире, характерными чертами которого являются прогресс и рационализм, обучение религии должно проводиться совершенно иными методами. И тот факт, что в школе религии теперь отдается предпочтение перед философией, является наглядной иллюстрацией того, «куда хотят нас завести наши лидеры», отмечает декан. Этому мнению вторит и Хосе Луис Мора, преподаватель социальной антропологии того же учебного заведения. Он отмечает, что философия формирует открытое мышление и потому она не может считаться альтернативой религии. Образовательные учреждения должны быть и оставаться местом, где реализуются принципы рационального восприятия мира. Все остальное – это возвращение в 18 век.
Свое мнение по этому вопросу высказал и Эмилио Льедо – один из самых уважаемых испанских мыслителей современности. Достигнув возраста 88 лет, он считает себя прежде всего учителем философии. Он с горечью отмечает, что исключение этого предмета из школьного расписания – это часть современных прагматических тенденций, направленных на получение сиюминутной выгоды. И это шаг к исчезновению одного из самых великих сокровищ страны – ее культуры. Философия, по мнению Льедо, играет огромную роль в обществе, обучая нас думать о справедливости, о том, кто мы такие и что есть истина. Начиная с Древней Греции философы всегда были совестью своего времени.
Стоит отметить, что реформы образования, проводимые в последние годы правящей Народной партией, уже не раз вызывали недовольство как родителей, учителей и учеников, так и широкой общественности. Остается только надеяться, что какая бы партия ни пришла к власти после грядущих в декабре выборов, она не обойдет своим вниманием такой важный вопрос, как развитие системы образования королевства.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале