Желая изучить испанский язык, на учебу в языковые школы этой страны отправляются люди самого разного возраста: дети, подростки, студенты, люди средних лет. Чтобы языковое обучение в Испании было наиболее эффективным, процесс преподавания обязательно должен строиться с учетом возрастных особенностей слушателей. Но какие же методы будут наиболее подходящими для той или иной возрастной категории?
Практика показывает: способность выучить второй язык во многом зависит от индивидуальных особенностей человека:
Так как все эти качества у разных людей проявляются в разной степени, некоторым удается в совершенстве освоить испанский за несколько месяцев и через год говорить почти без акцента, а другие сражаются с грамматикой и синтаксисом годами, не добиваясь большого прогресса. Но зависит ли скорость освоения языка от возраста слушателя?
Этот вопрос давно уже вызывает оживленные споры среди преподавателей языковых школ. Общепринятое мнение звучит так: чем старше вы становитесь, тем сложнее выучить новый язык. Быстрее всех осваивают испанский дети, а вот людям старшего возраста придется потратить на это немало времени.
До определенной степени это мнение является истинным. Однако скорость освоения языка зависит не от физического возраста мозга, а от различных социальных и психологических факторов, которые принято ассоциировать с тем или иным возрастным периодом.
Дети и подростки, как правило, осваивают новый для себя язык на интуитивном уровне – почти так же, как осваивали родной. Так как освоение первого языка происходило у них не так давно, соответствующие когнитивные процессы они могут применить и для освоения второго и даже третьего языка. К тому же дети и подростки легко «схватывают» новые слова, не стесняются сразу же их использовать, делая при этом ошибки и не слишком расстраиваясь, когда кто-то над ними смеется. Дети не обращают внимания на то, что совершают много ошибок, так как ошибки для них – это естественная часть процесса обучения, подобно тому как падение – это неотъемлемый элемент освоения прямохождения.
Взрослые же при изучении языка используют более аналитический подход. С одной стороны, это плюс, так как взрослые люди способны четко поставить перед собой цель и пользоваться методами, которые недоступны детям: запись новых слов, установление сравнительных характеристик грамматических конструкций. Еще одно преимущество взрослых – большой опыт использования родного языка, широкий словарный запас и способность строить сложные предложения, что позволяет им быстрее расширять свои познания в испанском.
Однако подобный подход является более структурированным, и взрослые слушатели стараются делать все «по правилам», не рискуя тестировать на практике те языковые обороты, которые, как им кажется, они еще не освоили в совершенстве. Они надеются, что сначала им удастся попрактиковаться в испанском «в голове» - и лишь потом начать пользоваться им в общении, чтобы сразу заговорить «идеально». Боязнь показаться глупым и невежественным не позволяет им сразу же начать говорить на испанском, как это делают дети.
Когда речь заходит об изучении языка, свою роль, безусловно, играют финансовые вопросы. Но для людей, чей возраст превышает студенческий, не менее, а может быть, и более важной проблемой будет время. Обремененные семейными и служебными обязательствами, они не могут позволить себе съездить в Испанию на несколько месяцев, чтобы отточить свое знание языка – даже если на это есть деньги.
Если вернуться к методам языкового обучения, то большинство языковых школ применяют сочетание так называемых структурного и коммуникативного метода. Первый предполагает поэтапное изучение языка:
Коммуникативный метод делает упор на те же шаги, которые проходят дети, изучая свой первый язык. Основное внимание здесь уделяется языковому погружению и тому, чтобы студенты заговорили уже с первых же занятий, даже делая ошибки. Легче всего этот метод дается детям, подросткам и молодежи. Он предполагает:
Специалисты соглашаются с тем, что коммуникативный метод позволяет добиться отличных результатов со слушателями любого возраста. Но в то время как его легче осваивают молодые ученики, он может считаться более полезным именно для слушателей более старшего возраста. Зачастую для них гораздо полезнее заставить себя начать говорить, преодолевая неуверенность и смущение, нежели часами корпеть над аудиозаписями и письменными упражнениями. И самая сложная задача, которая стоит перед преподавателями, – это сделать так, чтобы их «возрастные» слушатели меньше стеснялись и меньше волновались о том, что они делают ошибки. Но стоит учитывать, что это ни в коей мере не умаляет достоинства структурного метода, особенно если у слушателя нет возможности постоянно погружаться в языковую среду.
Применение обоих методов одновременно в течение как можно более продолжительного периода времени позволяет добиться наилучших результатов любому человеку, изучающему испанский, независимо от его возраста. Именно такой подход применяется в языковых школах королевства, что и позволяет их слушателям достигать столь внушительных результатов за короткий промежуток времени. Учитывая, что стоимость обучения языку в Испании вполне доступна, а ученики сами могут выбирать продолжительность и интенсивность занятий, не приходится сомневаться: обучение в испанской языковой школе – это лучший вариант изучения испанского для человека любого возраста.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале