Наверх

Образование в Испании: все больше школ отказываются от двуязычной модели обучения

Дата: 13.07.2021

Автор: Азбука Испании

Образование в Испании: все больше школ отказываются от двуязычной модели обучения
Образование в Испании: все больше школ отказываются от двуязычной модели обучения
Фото: Pexels

Образование в Испании: все больше школ отказываются от двуязычной модели обучения

В последние годы многие испанские школы и образовательные центры начали постепенно отказываться от практики преподавания естественнонаучных предметов на английском языке. Одна из главных проблем двуязычной модели, которую отмечают учителя – сложность грамматики и словарного запаса в учебниках, составленных на английском языке, в результате чего многие ученики просто не понимают того, что читают. В конце концов все нередко заканчивается тем, что дети просто заучивают информацию, не вникая в ее содержание.

По информации издания «Эль Паис» практика отказа от двуязычной модели характерна сегодня для многих регионов Испании. 
Так, в Кастилии-и-Леоне, где на эту модель в 2006-2007 академическом году были переведены 374 образовательных учреждения, от нее отказались уже семь государственных школ. В другом крупном регионе страны – Кастилии-Ла-Манча – 80 из 271 школ приняли решение больше не использовать эту модель, которая была здесь введена годом ранее. А в Наварре, где программа начала действовать в 2010-2011 годах, первая из школ уже получила разрешение от правительства прекратить подобную практику. В Мадриде, где действует требование, чтобы все вновь открываемые школы были двуязычными, многие родители предпочитают целенаправленно искать для своих детей образовательное учреждение, где все предметы преподавались бы на родном для детей языке.
Во всех регионах Испании в настоящее время действует система, согласно которой школа может отказаться от программы двуязычного обучения только в том случае, если совет школы, в который входят преподаватели, родители и ученики, примет соответствующее решение.
Почему же все больше школ отказываются от одной из самых важных современных инициатив в образовательном процессе, которую в свое время поддержали политические партии разной направленности? Ученые Университета Карлоса Третьего полагают, что одна из причин – сильная перегруженность школьного расписания в целом, из-за чего ученикам сложно справляться со школьной программой. Кроме того, во многих случаях предметы на английском языке ведут преподаватели, для которых он не является родным.

Бум двуязычного обучения в Испании начался в первые годы столетия. Реформа системы образования позволила государственным школам и школам, частично финансируемым государством, на добровольной основе принять участие в программе. Если брать статистику по всем испанским регионам, за исключением не предоставившей данные Каталонии, то в 2010-2011 году по этой модели обучалось более 240 тысяч учеников. К 2019-2020 учебному году таких учеников было уже 1,4 миллиона из 8,2 миллионов школьников страны.

Однако эксперты полагают, что информации о том, насколько действенная эта модель, пока недостаточно. Многие уже обвинили региональные правительства в том, что они используют школы как площадки для экспериментов, чтобы выполнить свои предвыборные обещания.

Разные регионы Испании требуют разного уровня знания языка для преподавателей, которые читают свои предметы на английском языке. Так, в Астуриасе и Андалусии для этого достаточно знать язык на уровне В2 – беглое, но не профессиональное владение языком. В Мадриде для этого нужен уровень С1, свидетельствующий о практически совершенном владении языком.

Оппоненты модели указывают: аналогичные программы в США и Канаде предполагают, что ученики говорят на иностранном языке пять часов в день. В Испании же двуязычные программы требуют в среднем 5 часов в неделю (не считая собственно уроков английского языка). По мнению многих экспертов это просто профанация, так в итоге ученики не знают ни английского, ни предмета, который читается на этом языке.

Понимая это, администрации некоторых школ приняли решение отказаться от программы всего через несколько лет после ее введения. В материале «Эль Паис» приводится высказывание одного из учителей государственной школы в Альбасете: 

«Мы совершили ошибку, разрекламировав эту концепцию родителям, говоря, что это откроет новые возможности и обеспечит постоянный прогресс. Однако за все годы действия программы школа так и не получила преподавателей-носителей языка, которые были обещаны… а тем, кто преподает свои предметы на английском, достаточно иметь уровень В2, которого недостаточно для преподавания».
Почему же все школы Испании не возвращаются к моноязычному обучению? Возможно, причина кроется в том, что учителя не хотят отказываться от ежемесячной прибавки к зарплате, которая составляет от 80 до 170 евро для тех, кто преподает свой предмет на английском. Другая причина – недостаточное знание детьми родного языка, к которому добавляется еще и английский. В большинстве регионов двуязычное обучение вводится уже для шестилетних учеников, и дети, которые пока не умеют хорошо читать на испанском, вынуждены осваивать еще один язык. Кроме того, и учителя, и родители отмечают: дети изучают английский «по книжке», а не в разговорной речи, когда слова и грамматические конструкции запоминаются легче всего.

Исследование, которое департамент образования Мадрида провел в 2018 году, показало: ученики шестого класса, обучающиеся по двуязычным программам, получили в среднем на 0,2 балла больше по математике (которая преподавалась на испанском) и на 12 баллов больше по английскому языку, чем их сверстники, которые обучаются по испанским образовательным программам. Однако уровень знания естественных наук оказался примерно одинаковым.

Сторонники системы двуязычного обучения указывают на то, что язык современной науки и медицины – это английский. Первые ученики, которые прошли обучение по этой модели, уже поступают в университеты, и можно определенно сказать, что их уровень английского языка повысился. Однако тем не менее многие полагают: жертвовать пониманием естественнонаучных дисциплин ради изучения английского языка – это по меньшей мере неразумно.

 

 



Возврат к списку

// //

Пожалуйста, введите своё имя
Пожалуйста, введите свой email
Пожалуйста, введите комментарий