Хотя образование в Испании по качеству предоставляемых услуг пока несколько отстает от испанского здравоохранения, многие средние и высшие учебные заведения страны известны далеко за ее пределами. Безусловно, один из показателей качественной работы любой школы или университета – это квалификация работающих там преподавателей. Как с этим обстоит дело в Испании?
Оказалось, что Испания – одна из немногих стран развитого мира, где учителя не проходят регулярную проверку квалификации после получения основного профессионального образования. К такому выводу пришла Организация экономического сотрудничества и развития, изучив уровень квалификации преподавателей и систему его переоценки в целом ряде стран. Речь идет в первую очередь о школьных преподавателях государственных образовательных учреждений. Несмотря на то, что перед поступлением на работу испанские учителя обязательно проходят проверку профессиональных качеств, в ходе их дальнейшей работы оценка квалификации проводится редко.
Как утверждается в докладе Организации, мониторинг качества работы педагогов и оценка их профессионального уровня – это основа улучшения образовательной системы любого государства. И если правильно применять эти инструменты, они позволяют обеспечить непрерывный рост уровня профессионализма преподавателей.
В докладе изучалось положение дел с оценкой квалификации учителей в 37 развитых странах. В трех четвертях из них подобная оценка является регулярной и обязательной. Требование об обязательной проверке качества работы преподавательского состава отсутствует только в Испании, Израиле, Ирландии и Италии. Как выяснилось, в Испании преподаватели государственных школ (70 % общей численности преподавательского состава в стране) оцениваются только при приеме на работу, но последующих регулярных проверок не проводится.
В большинстве стран оценка работы преподавателей оказывает влияние на их будущее, к примеру, размер зарплаты или принятие решения о необходимости повышения квалификации. В Испании подобной системы нет. Единственным последствием выявленного недостаточного уровня профессионализма в королевстве становится невозможность получить статус зарегистрированного или сертифицированного преподавателя.
В докладе также указывается на ряд других аспектов, связанных с испанской образовательной системой. В частности, это высокий уровень посещаемости дошкольных учреждений в 3-5-летнем возрасте. 97 % детей этой возрастной категории в Испании охвачены дошкольными образовательными программами. В стране также довольно высок процент учащихся, которые оканчивают старшую школу – 35 % по сравнению со средним показателем 34 %.
Но на развитие системы образования Испании все еще продолжают оказывать негативное влияние последствия экономического кризиса. Каждый четвертый молодой человек в стране не работает и не учится – это один из самых высоких показателей среди развитых стран. На нужды образования в Испании тратится всего 4,3 % ВВП – в среднем по странам Организации этот уровень составляет 5,2 %.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале