Оценить, насколько качественным является школьное образование в Испании, можно по многим параметрам. В том числе и по результатам исследования PISA, которые регулярно проводит ОЭСР в различных странах мира. Очередное подобное исследование было выполнено совсем недавно, и о его результатах рассказывает «Эль Паис».
В исследовании проанализированы данные, которые были получены по результатам прошлого года. При среднем результате 500 баллов Испания получила 493 балла по научным дисциплинам, 486 – по математике и 496 по чтению. Впервые королевству удалось выйти на средний уровень, обогнав ряд других стран-членов ОЭСР, которые ранее получали больше баллов.
В исследовании приняли участие около 37 тысяч 15-летних школьников из 980 испанских образовательных учреждений. Результаты показали, что знания учащихся школ различных регионов страны различаются весьма значительно. Так, по научным дисциплинам школьники Кастилии-и-Леона набрали 519 баллов, в то время как в Андалусии этот показатель составил только 473 балла.
В целом можно сказать, что Испания находится примерно на том же уровне, что и США, Франция, Россия, Швеция и Норвегия. Однако она очень отстает от Сингапура, который возглавил рейтинг, набрав 556 баллов. Среди европейских стран наиболее высокие оценки получили Эстония и Финляндия, заняв в мировом рейтинге третье и пятое места.
Министр просвещения королевства Иниго Мендес де Виго прокомментировал результаты исследования, назвав их вполне удовлетворительными. Он сказал, что Испания впервые оказалась на достойном месте в рейтинге развитых стран мира. И заслуга в этом принадлежит в основном преподавателям, признал министр.
По мнению специалистов ОЭСР, проводивших исследование, Испания действительно добилась прогресса, однако скорость повышения результатов пока не слишком велика. При этом отмечается: качество образования не может быть выше, чем качество преподавания.
С тех пор, как ОЭСР начала проводить данное исследование, испанская система образования пережила три различные реформы. Кроме того, страна столкнулась со сложными экономическими проблемами, что вызвало сокращение расходов на образование на 7,3 миллиарда евро за последние шесть лет. В настоящее время на эти цели тратятся 46 миллиардов евро. Однако в результате качество знаний, продемонстрированное испанскими школьниками, изменилось незначительно.
В то же время специалисты по-разному подходят к анализу результатов, полученных в итоге подобных исследований. Они отмечают: очень сложно проводить сравнения между различными странами и даже между разными школами вследствие наличия целого ряда переменных, которые почти не поддаются учету. Основные из них – уровень образованности родителей и количество второгодников.
Предыдущее исследование PISA проводилось в 2012 году, и тогда результаты Испании были гораздо хуже. Министр образования Испании объяснил это большим количеством школьников, которые остаются на второй год. За последние годы это число снизилось, однако пока оно гораздо выше, чем в большинстве других стран.
При всех возможных разночтениях эксперты сходятся в одном: важность вопроса, который в Испании в последние годы практически никак не решается. Речь идет о повышении качества преподавания. В странах, которые заняли первые строчки мирового рейтинга – Сингапур, Япония, Корея и Тайвань, система обучения и повышения квалификации преподавателей является гораздо более сложной и продуманной.
Политические партии королевства сходятся во мнении о том, что данную проблему необходимо решать, и дебаты на эту тему начались еще в 2009 году. Многие говорят, что Испании нужно создать такую же качественную модель обучения преподавателей, какая действует в настоящее время для врачей.
В свете итогов последнего исследования PISA в Испании начали вновь раздаваться голоса о том, что в школах королевства необходимо внедрить новую систему финальной оценки знаний. Предложения о введении двух экзаменов, результаты которых будут оцениваться независимой комиссией, уже прозвучали. Однако соглашения по этому вопросу пока не достигнуты, так как он вызвал множество возражений, а потому предложение должно пройти доработку. В то же время многие в Испании соглашаются с тем, что знания выпускников школ необходимо оценивать более точно. Возражения же в основном касаются того, что если предлагаемые экзамены будут введены, то ученики, которые не смогу их сдать, останутся без школьного аттестата. А это никак нельзя считать допустимым.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале