Наверх

Образование в Испании: детские сады, игровые комнаты, библиотеки для малышей и киндер-сады

Дата: 17.06.2014

Автор: Азбука Испании

Образование в Испании: детские сады, игровые комнаты, библиотеки для малышей и киндер-сады
Образование в Испании: детские сады, игровые комнаты, библиотеки для малышей и киндер-сады

Самая урегулированная в мире система образования в Испании включает в себя лишь обязательные этапы, начиная с шести и более лет. Программы обучения детей младшего возраста, особенно до трех лет, настолько разные, что смело можно говорить, скажем, о 17 различных системах и даже о незаконных и псевдопредпринимательских инициативах, далеко ушедших от каких-либо официальных норм и правил с педагогической точки зрения. К данному беспорядку в детских садах или яслях можно добавить также кризис, который влияет на количество зачислений: если родители являются безработными, ребенок вполне может расти дома, особенно если цена места в детском саду c каждым годом повышается.

В Испании в прошлом учебном году было записано 432 тысячи детей на первый год дошкольного образования младшего возраста (от 0 до 3 лет), что на 2,1 % меньше, чем в предыдущем году. Это объясняется не только снижением рождаемости, но и стоимостью, которая зачастую оказывается не по карману.

Так, в испанских государственных детских садах приходилось 12,5 детей на одного учителя, а в частных – 12,8 детей. Если говорить в процентном соотношении, то 53 % детей в этом возрасте учатся в государственных начальных школах, 17% – в смешанных школах и 30% – в частных учебных заведениях.

Частные заведения, имеющие более удобное расписание, в некоторых регионах стали серьезными противниками администрации городов. В некоторых случаях администрация сама способствует этому противостоянию. Так, в районе Мадрида некоторые небюджетные школы позиционируют себя как более экономичные, чем бюджетные учебные заведения, так как возвращают сумму по школьному чеку, выдаваемому тем, кто выбирает данный учебный центр. Это происходит потому, что частные сады могут рассчитывать на субсидии от регионального правительства с 2002 года. В связи с этим, по данным проводимых профсоюзами исследований, практически половина подавших заявление родителей отказываются от мест в государственных дошкольных центрах. И это происходит из-за стоимости, которая составляет минимум 234 евро в месяц на одного ребенка.

В нынешнем учебном году было передано 31 тыс. чеков на детские сады в Мадриде (стоимостью 100-160 евро ежемесячно), что составляет значительную сумму, если сравнить с 800 имеющимися дотациями на школьный транспорт. В Стране Басков или Кантабрии, напротив, государственные учреждения стараются захватить данный сектор дошкольного образования.

Увеличение платы за зачисление в муниципальные детские сады также влияет на выбор. В г. Льейда, например, муниципальные учебные центры подняли стоимость на 50 %. В Каталонии количество мест в детских садах сократилось на 11% только за один год, а в частных школах уменьшились на 9 %.

Свою роль играет и экономический кризис: здесь и безработица, и сокращение в два раза субсидий от правительства за последние несколько лет. Из-за этого возникло много незаконных детских садов. Согласно исследованиям Университета Vic, нелегальные учреждения существуют в 10 из 17 областей. А также появляются такие псевдофирмы, как «мать на день», которые регулируются по своим законам ввиду отсутствия нормативно-правовой базы, в то время как Министерство здравоохранения и социальные службы борются за то, чтобы отладить график обучения для всех семей.

В сентябре прошлого года из Валенсии поступила информация о том, что за последний год было заведено 240 дел по обвинению в открытии нелицензированных детских садов. В условиях конкурентного рынка учебные центры судятся между собой. По установленным правилам в садах необходимо иметь в обязательном порядке душевые кабины и раздевалки, открытый внутренний двор площадью минимумом 75 кв. метров и минимальные размеры классов, в то время как десятки школ исчерпали положенные для этого четыре года, не исправив нарушений.

Это один из примеров беспорядка в вопросе присмотра за детьми данного возраста в Испании, но он не единственный. Нормативная база в области регулирования также очень разная. Путаница началась с действующего закона об образовании в Испании (LOE), согласно которому с 2006 года автономные сообщества сами должны были определять минимальные требования, предъявляемые к учебным центрам и программам присмотра и обучения детей от рождения до трех лет. В тексте действующей образовательной реформы (LOMCE) нет ссылок на данный первый этап обучения. Источники в министерстве поясняют, что полномочия переданы автономиям и нет общих принципов, которые объединяли бы все проекты по образованию, а также нет претензий со стороны правительства к тому, что таких принципов не существует.

«Проблема в том, что закон дает столько свободы автономным регионам, что они могут сделать как лучше, так и хуже», - жалуется психолог Алисия Алонсо,- «И существует огромная разница в правовом регулировании между автономными регионами». Алонсо, которая готовит учителей начальных школ, хвалила, например, опыт Балеарских островов: «Было учтено все. Даже план внутреннего двора, разделенный на зоны, где падает тень и свет».

Профессор и специалист в области дидактики и школьной организации в Государственном университете Наварры Альфредо Оюелос жалуется на законодательную неопределенность. «Существуют общепризнанные постоянные места досуга, внимания и заботы, в которых нет никаких учебных планов», - сетует профессор.

«Я насчитал аж 22 названия для начальных школ: детский сад, библиотека для малышей, домашние друзья, матери на день, киндер-сад ...», - шутит профессор. «Нет совпадений вообще ни в чем. Даже в количестве учеников в классе. В Мадриде необходимо минимум 1,5 квадратных метра на одного ребенка, в то время как в Пальме - 2,5 метра. Что происходит? В одном месте дети крупнее, чем в другом?». - задается вопросом Оюэлос, который также является координатором кружков слова в детских школах в Памплоне. «Нет этапа всеобщего обязательного образования. Нужно просто определить общий минимум пространства и подготовку педагогов», - отмечают в правительстве Андалусии.

На фоне данных перипетий родился план об образовании «Эдука3» 2008 года, согласно которому было предусмотрено создание 300 тыс. мест в течение трех лет для обучения в Испании детей данного возраста. План «Эдука3» предусматривает:

- для государственных школ – зачисление вначале только двух из каждых 10 детей, за которых родители платили в соответствии с уровнем дохода;

- несмешивание детей разного возраста;

- учителя должны иметь соответствующие дипломы о высшем образовании в области дошкольного образования или профессиональное среднее образование в той же области. Тем не менее во многих негосударственных школах работает вспомогательный персонал и не имеющие квалификации воспитатели.

В Дании, Германии, Норвегии и Швеции требуется такая же подготовка учителей дошкольного образования детей для всех возрастов. В Северной Европе руководители государств убеждены, что лучшие социальные инвестиции вкладываются в раннем детском возрасте, так как тем самым обеспечивается всесторонняя подготовка и индивидуальные успехи в успеваемости. По словам Асунсьон Гонсалес дель Йерро и Синты Родригес из Автономного университета Мадрида, учителя без надлежащей подготовки, как правило, «меньше вовлечены в детские игры, и дети в подобной ситуации кажутся более безучастными, часто плачут, в результате чего не устанавливаются доверительные отношения».

Кроме того, данные исследователи полагают, что очень важно, чтобы персонал был стабильным, что не настолько распространено в частных школах, не имеющих профессиональных учителей. Такие дети в конечном итоге испытывает большие трудности в привыкании к школе, имеют более ограниченный словарный запас, хуже относятся к своим сверстниками, как правило, отличаются более агрессивным поведением и не устанавливают доверительных отношений со своими матерями.

Но дискуссия по поводу того, являются ли школы для детей местами обучения или обыкновенного посещения, по-прежнему продолжается. Посещение данных учебных центров дошкольного образования (термин «детский сад» избегается, так как предполагается, что дети не просто находятся в саду) способствует спокойствию в семьях и дает возможность родителям работать, однако на этом не стоит останавливаться. Для многих экспертов школы по-прежнему является «требующими субсидий и социально необходимыми местами» на карте с большим географическим, культурным, историческим, законодательным, языковым и политическим разнообразием благодаря различным методам педагогики.



Возврат к списку


Пожалуйста, введите своё имя
Пожалуйста, введите свой email
Пожалуйста, введите комментарий