Совет министров по предложению министра образования, культуры и спорта Хосе Игнасио Верта утвердил в январе этого года указ о внесении изменений в королевский указ 1393/2007 от 29 октября 2007 года о порядке получения высшего государственного образования в Испании, а также в королевский указ 99/2011 от 28 января 2011 года о порядке государственного обучения в докторантуре. Ниже мы вкратце рассмотрим основные пункты этих изменений.
Степень бакалавра: от 180 до 240 учебных единиц, степень магистра: от 60 до 120 учебных единиц
В процессе адаптации своих систем высшего образования к Болонской системе большинство стран приняло решение применить схему, при которой для получения степени бакалавра необходимо пройти от 180 до 240 учебных единиц и для получения степени магистра - от 60 до 120 учебных единиц. Таким образом, в большинстве европейских стран сосуществуют степени бакалавра с обучением от 3, 4 и более лет и степени магистра с обучением от 1 и 2-х лет.
Испания, напротив, приняла схему, согласно которой для получения степени бакалавра необходимо пройти 240 учебных единиц, а для получения степени магистра – 60 учебных единиц. В данном случае срок обучения в бакалавриате составляет 4 года, а в магистратуре – 1 год вопреки прежним критериям гибкости, предусмотренным данным королевским указом.
В отчете за 2006 год по итогам Конференции ректоров испанских вузов был предложен компромисс:
«Допускается более гибкий вариант, при котором получение степени «бакалавр» возможно при прохождении от 180 до 240 учебных единиц. Не ясен вопрос о том, что для получения степеней бакалавра по различным направлениям необходима в обязательном порядке одинаковая часовая нагрузка».
В Европе выбранная Испанией система 4 + 1 – редкий вариант, что отдаляет королевство от остальных европейских государств. Данный вариант выбрало очень небольшое количество стран: Кипр, Турция, Армения, Грузия, Греция, Казахстан, Россия и Украина.
Утвержденный королевский указ направлен на то, чтобы объединиться с большинством европейских стран, разработавших качественную систему высшего образования.
Независимость университетов
Королевским указом предусмотрено, что испанские университеты сами принимают решение о том, по каким направлениям бакалавриата часовая нагрузка может быть уменьшена до 180 учебных единиц. Таким образом, данная система образования в Испании является добровольной, в которой нет определенного срока обучения.
Речь идет о том, чтобы университеты сами на свое усмотрение могли постепенно внедрять данный вариант, а не навязывать изменение модели.
Сделать гибким доступ в университеты
Действующий порядок получения высшего образования в университетах Испании позволяет получить степень бакалавра после прохождения 240 учебных единиц, а утвержденный королевский указ предполагает более гибкую систему. В частности, устанавливается некая маржа от 180 до 240 учебных единиц. Это позволит обеспечить студентам междисциплинарное обучение путем использования вузами различных комбинаций для преобразования своего академического предложения в зависимости от навыков, приобретаемых при получении степени бакалавра по каждому отдельному направлению.
С учетом того, что степень бакалавра в большей мере направлена на получение общего образования, а степень магистра – на получение специализированной подготовки, испанские университеты смогут сочетать наиболее подходящий вариант комбинации степеней бакалавр-магистр для каждого направления и определять для них наиболее приемлемое количество учебных единиц.
Мобильность и интернационализация
То, что Испания в свое время решила применить жесткую модель 4 + 1, значительно отличающуюся от гибкой системы образования, которую выбрало большинство европейских стран, привело к сложностям при взаимном признании дипломов.
Утвержденные изменения призваны повысить мобильность учащихся. С одной стороны, у испанских студентов появится возможность проходить магистратуру за рубежом в течение срока обучения, соответствующего продолжительности обучения в магистратуре в Испании.
С другой стороны, будут разрешены проблемы испанских студентов, которые хотят обучаться в докторантуре за рубежом и могут столкнуться со следующими неудобствами: они получили степень бакалавра с учебной нагрузкой в размере 240 зачетных единиц и степень магистра, пройдя 60 учебных единиц, в то время как их зарубежные коллеги получили степень бакалавра, пройдя 180 учебных единиц, и степень магистра за 120 учебных единиц. Поскольку магистерская программа является более сложной, во многих случаях испанские студенты вынуждены посещать дополнительные занятия (для уровня магистра), если они хотят продолжить обучение в докторантуре в университетах стран, которые входят в Европейское пространство высшего образования.
Целью стратегии интернационализации университетов Испании является увеличение соотношения иностранных студентов, чего можно достичь, если порядок получения высшего образования в университетах Испании сохранит некоторое сходство с порядком, действующим в странах, которые являются частью Европейского пространства высшего образования.
Ожидается, что данный королевский указ облегчит доступ иностранных студентов в испанские высшие учебные заведения, а также создаст базу для заключения соглашений для получения двойных дипломов (бакалавра или магистра) между испанскими университетами и европейскими вузами.
Получение степени бакалавра открывает доступ к профессиональной жизни
Качество обучения в университетах Испании не снижается, а студентам не обязательно получать степень магистра.
В целом степень бакалавра позволяет выйти на рынок труда: только в 10 % случаев требуется степень магистра для получения работы.
Если выпускник университета выходит на рынок труда и хочет продолжить свое высшее образование в будущем, он может это сделать, пройдя соответствующее обучение для получения степени магистра. Эта степень даст ему специальную подготовку, которая обязательно будет связана с работой, которую он выполняет. Но прохождение магистратуры, как уже уточнялось выше, требуется только в 10 % случаев: в остальных 90 % случаев выпускники вузов могут получить рабочие места, имея только степень бакалавра.
Постепенное внедрение дипломов
Университеты могут приступить к выпуску дипломов бакалавра с учебной нагрузкой в 240 зачетных единиц с момента вступления в силу королевского указа.
Таким образом, введение дипломов не обязательно должно произойти в 2015/2016 учебном году, университеты смогут постепенно выпускать дипломы.
Добровольное внедрение дипломов. Министерство образования, культуры и спорта гарантирует независимость университетов в данном вопросе
Университетам совсем не обязательно вводить диплом бакалавра с часовой нагрузкой менее 240 зачетных единиц, поскольку королевским указом определяется возможность, но не обязанность введения таких дипломов в системе высшего образования в Испании.
Введение дипломов бакалавра с зачетной нагрузкой в размере 180 зачетных единиц осуществляется на добровольной основе в целях максимального увеличения степени независимости университетов, гарантируемой Конституцией.
Доступ к обучению в докторантуре обеспечивается при наличии 300 зачетных единиц, полученных за время учебы в бакалавриате и магистратуре
Данное уточнение в королевском указе важно, чтобы развеять сомнения, которые в настоящее время существуют у руководства испанских вузов относительно количества учебных часов, необходимых для каждого уровня обучения для получения доступа к программам докторантуры. Королевский указ уточняет, что в целом для доступа к обучению по испанским государственным программам докторантуры необходимо иметь государственный испанский диплом бакалавра или эквивалентный документ об образовании и диплом магистра или эквивалентный документ о соответствующем образовании, при условии, что за время обучения в бакалавриате и магистратуре часовая нагрузка составляет в целом 300 учебных единиц.
Последствия для семейного бюджета: сокращение затрат на обучение и облегчение доступа на рынок труда
С одной стороны, 30 % дипломов по специальностям, связанным со строительством и архитектурой или здравоохранением, соответствуют европейским и национальным нормативам, согласно которым срок обучения по специальности фиксирован, так что они не будут затронуты настоящим королевским указом.
Для получения дипломов по тем специальностям, по которым университеты решат сократить часовую нагрузку до 180 зачетных единиц, то есть оставшиеся 70 %, студенты сэкономят на стоимости обучения за целый год. Кроме того, сократятся затраты, связанные с обучением в университете Испании, такие как транспортные расходы, расходы на проживание, питание и т. д. Наконец, студенты смогут выйти на рынок труда на год раньше и начать получать доходы. Учитывая то, что студенты сэкономят на оплате за обучение в этом году, то по оценкам экспертов годовая экономия для семейного бюджета может составить 150 миллионов евро.
С другой стороны, так как только 20 % студентов выбирают обучение в магистратуре, и совсем не обязательно, что их часовая нагрузка увеличится на 120 зачетных единиц (решение зависит от каждого университета), стоимость обучения слега увеличится лишь для небольшого количества студентов.
Проект одобрен участниками Генеральной конференции по вопросам политики университетов
На Генеральной конференции по вопросам политики университетов 24 июля 2014 года единогласно были утверждены предложения королевского указа.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале