С июня 2025 года в Европейском союзе вступают в силу изменения в регламент CE 261, которые существенно ограничивают права авиапассажиров на компенсации за задержки рейсов. Несмотря на голосование против со стороны Испании, Германии, Эстонии и Португалии, Совет ЕС одобрил реформу большинством голосов. Нововведение уже вызвало острую критику со стороны организаций по защите потребителей и компаний, занимающихся помощью пассажирам.
Главные изменения касаются минимального времени задержки, с которого пассажир имеет право на компенсацию, а также снижения самих сумм выплат:
Расстояние | Старые правила | Новые правила |
---|---|---|
До 1.500 км | 250 € при 3+ ч задержки | 300 € при 4+ ч задержки |
1.500–3.500 км | 400 € при 3+ ч задержки | 300 € при 4+ ч задержки |
Более 3.500 км | 600 € при 3+ ч задержки | 500 € при 6+ ч задержки |
Согласно оценке компании AirHelp, специализирующейся на возвратах компенсаций, до 60% пассажиров теперь не смогут претендовать на компенсации даже при серьёзных задержках.
В AirHelp назвали реформу "радикальным ослаблением прав пассажиров". Генеральный директор компании, Томаш Павлишин, раскритиковал инициативу, заявив, что:
«Повышая минимальный порог и снижая суммы выплат, ЕС подрывает одни из самых узнаваемых достижений своей потребительской политики».
Кроме того, размер компенсаций не был пересмотрен с учётом инфляции, хотя с момента принятия первоначального регламента прошло более 20 лет. В реальных цифрах пассажиры теряют ещё больше, чем указано на бумаге.
Сторонники реформы утверждают, что цель — уменьшить число отмен рейсов, поскольку авиакомпаниям якобы проще отменить рейс, чем рисковать компенсацией за задержку. Однако эксперты это объяснение отвергают:
«Это абсурдная логика, — отмечают в AirHelp. — Отмена рейса обходится авиакомпаниям ещё дороже: они несут расходы за питание, размещение, перебронирование и репозиционирование воздушных судов».
Согласно статистике, количество задержек и отмен рейсов в Европе растёт, в том числе из-за перегруженности аэропортов и нехватки персонала. В этом контексте пассажиры рассчитывали на усиление защиты, а не её ослабление.
При этом ЕС до сих пор не предложил никаких компенсационных мер, чтобы уравновесить новый подход — например, введение автоматических возвратов или индексацию выплат по инфляции.
Несколько стран выступили против инициативы:
🇪🇸 Испания
🇩🇪 Германия
🇪🇪 Эстония
🇵🇹 Португалия
Тем не менее, большинством голосов реформа была одобрена Советом министров транспорта ЕС. Теперь дело за Европарламентом: если он не внесёт поправки, новые нормы вступят в силу окончательно.
AirHelp и другие правозащитные организации призывают Европарламент остановить реформу и сохранить действующие права пассажиров. В противном случае пассажиры окажутся незащищёнными в момент, когда проблемы с авиасообщением становятся всё более частыми.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале