Наверх

ЕС одобрил реформу, лишающую авиапассажиров права на компенсацию за задержки: кто пострадает и что изменится

Дата: 11.06.2025

Автор: Азбука Испании

ЕС одобрил реформу, лишающую авиапассажиров права на компенсацию за задержки: кто пострадает и что изменится
ЕС одобрил реформу, лишающую авиапассажиров права на компенсацию за задержки: кто пострадает и что изменится
Фото: Google Play

С июня 2025 года в Европейском союзе вступают в силу изменения в регламент CE 261, которые существенно ограничивают права авиапассажиров на компенсации за задержки рейсов. Несмотря на голосование против со стороны Испании, Германии, Эстонии и Португалии, Совет ЕС одобрил реформу большинством голосов. Нововведение уже вызвало острую критику со стороны организаций по защите потребителей и компаний, занимающихся помощью пассажирам.

Что изменится?

Главные изменения касаются минимального времени задержки, с которого пассажир имеет право на компенсацию, а также снижения самих сумм выплат:

Расстояние                             Старые правила                                       Новые правила                              
До 1.500 км 250 € при 3+ ч задержки 300 € при 4+ ч задержки
1.500–3.500 км 400 € при 3+ ч задержки 300 € при 4+ ч задержки
Более 3.500 км 600 € при 3+ ч задержки 500 € при 6+ ч задержки


Согласно оценке компании AirHelp, специализирующейся на возвратах компенсаций, до 60% пассажиров теперь не смогут претендовать на компенсации даже при серьёзных задержках.

Мнение экспертов: защита ослаблена

В AirHelp назвали реформу "радикальным ослаблением прав пассажиров". Генеральный директор компании, Томаш Павлишин, раскритиковал инициативу, заявив, что:

«Повышая минимальный порог и снижая суммы выплат, ЕС подрывает одни из самых узнаваемых достижений своей потребительской политики».

Кроме того, размер компенсаций не был пересмотрен с учётом инфляции, хотя с момента принятия первоначального регламента прошло более 20 лет. В реальных цифрах пассажиры теряют ещё больше, чем указано на бумаге.

Почему ЕС пошёл на это?

Сторонники реформы утверждают, что цель — уменьшить число отмен рейсов, поскольку авиакомпаниям якобы проще отменить рейс, чем рисковать компенсацией за задержку. Однако эксперты это объяснение отвергают:

«Это абсурдная логика, — отмечают в AirHelp. — Отмена рейса обходится авиакомпаниям ещё дороже: они несут расходы за питание, размещение, перебронирование и репозиционирование воздушных судов».

Контекст: рост задержек и отказов

Согласно статистике, количество задержек и отмен рейсов в Европе растёт, в том числе из-за перегруженности аэропортов и нехватки персонала. В этом контексте пассажиры рассчитывали на усиление защиты, а не её ослабление.

При этом ЕС до сих пор не предложил никаких компенсационных мер, чтобы уравновесить новый подход — например, введение автоматических возвратов или индексацию выплат по инфляции.

Позиция стран: кто был против?

Несколько стран выступили против инициативы:

  • 🇪🇸 Испания

  • 🇩🇪 Германия

  • 🇪🇪 Эстония

  • 🇵🇹 Португалия

Тем не менее, большинством голосов реформа была одобрена Советом министров транспорта ЕС. Теперь дело за Европарламентом: если он не внесёт поправки, новые нормы вступят в силу окончательно.

AirHelp и другие правозащитные организации призывают Европарламент остановить реформу и сохранить действующие права пассажиров. В противном случае пассажиры окажутся незащищёнными в момент, когда проблемы с авиасообщением становятся всё более частыми.



Возврат к списку


Пожалуйста, введите своё имя
Пожалуйста, введите свой email
Пожалуйста, введите комментарий