Альтернативное дошкольное образование в Испании в последние годы набирает все большую популярность. И причина тому – не только недостаток мест в государственных и частных детских садах. Все больше родителей понимают: традиционная модель дошкольного воспитания является далеко не идеальной. И мамы с папами берут дело в свои руки: несколько семей объединяются и создают своеобразный детский сад, где о детях заботятся по очереди все родители.
В последнее время споры о подобных детских садах в Испании – далеко не редкость. С одной стороны, есть немало родителей, выступающих в их защиту, с другой же – в эффективности этой модели сомневаются официальные представители системы образования. В частности, недавняя статья в газете «Эль Паис», посвященная этой теме, приводит слова одного из членов Ассоциации детских садов Мадрида. По его мнению, в связи с этим возникают два вопроса. Первый из них заключается в том, обеспечат ли «родительские» детские сады соответствующую базу для дальнейшего обучения. И второй: подобные «садики» очень часто ведут деятельность, что называется, на свой страх и риск, нигде не регистрируя свое существование.
В Испании в настоящее время существует 130 групп-объединений родителей, решивших совместно воспитывать своих детей. Только в Барселоне их уже около 30, и эта альтернатива в Каталонии становится все более популярной.
В газете приводятся слова Мартины Манчини, одной из членов подобной группы. Она говорит, что семьи, конечно, не проживают вместе – тем не менее между ними устанавливается весьма тесная связь. Мартина заботится о группе детей совместно с другими родителями с 9 утра до 4 часов дня. В течение этого времени дети выполняют различные развивающие задания, ходят на экскурсии, в том числе в гости к своим бабушкам и дедушкам. За услуги этого «садика» родители платят 220 евро – примерно половина того, что они заплатили бы в обычном частном садике. Столь низкая стоимость услуг «родительского» детского сада объясняется тем, что помещение для садика предоставляется бесплатно, а обед для детей готовят по очереди родители из 20 семей, объединившихся для совместного воспитания. Родители также объединяют свои силы, привозя детей в садик и вывозя их на экскурсии.
Как объясняет одна из организаторов подобной группы в Барселоне, такое воспитание отлично соответствует особенностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивая его потребность в эмоциональном контакте и социализации. Однако чиновники от образования отмечают: не менее важно и то, чтобы детей в садике готовили к занятиям в рамках установленной школьной системы. Адела Коэльо, вице-президент Ассоциации детских садов Мадрида, не выступает однозначно против «родительских садов». Но она отмечает: родителям нужно не только кормить и развлекать детей, но еще и обращать внимание на то, будет ли ребенок так же хорошо подготовлен к школе, как и его сверстники, которые пользуются услугами традиционной системы дошкольного образования. Модель «родительских» садиков может быть вполне работоспособной – но при соблюдении определенных условий.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо принять во внимание не только настроения и желания родителей, но и объективные процессы, которые происходят сегодня в испанском обществе. Многие специалисты отмечают: идет утеря семейных и общественных ценностей. Именно поэтому некоторым испанцам сложно воспринять идею «родительского», или, как нередко называют подобные группы, «племенного» детского сада. Между тем, как отмечает Каролина дель Олмо, философ и автор книги «Где мое племя?», у современных испанцев не взывает удивления тот факт, что в школу детей нередко водят малознакомые люди, а за дошкольниками смотрят не родители, а няни. Никого не удивляет, что родители проводят с ребенком не более двух часов времени в день – но почему-то идея родительских детских садов зачастую не находит понимания.
Нередко можно услышать такое мнение: современные родители воспринимают детей как свою собственность – а потому не стоит удивляться индивидуалистскому подходу к их воспитанию. Но в то время, как современное общество полагает, что развитие ребенка – это забота исключительно его родителей, модель «племенного» детского сада позволяет разделить эту ответственность. Зачастую деятельность таких садиков основана на так называемой философии «свободного обучения», которое базируется на уважении ребенка, построении его уверенности в себе и заботе о его эмоциональном развитии. Практически те же принципы положены и в основу метода Монтессори, по которому работают некоторые частные садики и школы.
В современном мире, где так высоко ценится креативность и где ее проявления столь редки, все больше и больше родителей ощущают потребность дать детям другое образование. Так, в Великобритании в последнее время популярность школ Монтессори резко возросла. Согласно исследованиям Йельского университета, в течение 15 лет около 300 государственных школ США начали применять в своей работе метод Монтессори.
Как говорит одна из мам-организаторов «племенного» садика в Барселоне, дети должны расти в обстановке любви и уважения – и без давления. Безусловно, по достижении детьми 6-летнего возраста альтернативы традиционному образованию в Испании практически нет. Но до этого времени, как считают многие родители, стоит воспользоваться имеющимся временем и воспитывать детей по своим правилам.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале