Прошедший летний сезон в королевстве оказался самым успешным за последние 15 лет. И это неудивительно, учитывая, что большинству приезжающих в эту страну виза в Испанию не нужна, а многие некогда востребованные курорты Средиземноморья значительно снизили свою популярность из-за угроз терроризма. Однако представители туристической отрасли Испании все чаще выражают свои опасения. С чем они связаны и почему будущее испанского туризма может оказаться вовсе не таким безоблачным, как сейчас кажется многим?
Как утверждает портал TheLocal, летний сезон-2016 оказался исключительно успешным. Этот успех и все, что с ним связано, комментирует вице-президент ассоциации Exceltur. По его мнению, своим успехом в нынешнем сезоне Испания обязана не только солнцу и морю, традиционно привлекающим туристов. Сыграла свою роль и комбинация двух благоприятных для королевства факторов: низкие цены на топливо, а также снижение интереса к ряду других средиземноморских стран. Однако, как предупреждают эксперты, воспроизвести тот успех, которым пользовалась Испания нынешним летом, и превысить планку в 75 миллионов туристов, которая, скорее всего, будет взята до конца года, может оказаться весьма сложным делом. Ведь около 4 миллионов из этих 75 – это те туристы, которые раньше предпочитали отдыхать на дешевых курортах Турции и Египта.
Ожидается, что по сравнению с прошлым годом туристический сектор Испании вырастет на 4,4 %. В то же время рост экономики королевства специалисты предсказывают на уровне 3,2 %. Успех туристической отрасли будет самым значительным за последние 15 лет. По сравнению с прошлым годом количество туристов, посетивших Испанию за первые восемь месяцев 2016 года, выросло на 10 %, достигнув 52,5 миллионов человек. За весь прошлый год королевство посетили 68 миллионов туристов, а страна стала третьим по популярности направлением в мире, уступив только Франции и США.
Однако далеко не все в сегодняшней Испании так радужно, как позволяют предположить сухие цифры статистики. Во-первых, специалисты отмечают, что на туризм отрицательно влияет отсутствие уже в течение 10 месяцев полноценно функционирующего правительства. Но гораздо большую озабоченность у представителей туристического сектора вызывает тот факт, что среднестатистический турист в Испании сегодня тратит на 2-6 % меньше, чем в прошлом году, и продолжительность пребывания его в королевстве тоже снизилась.
В целом можно сказать, что для туристов в Испании сегодня характерно стремление сэкономить деньги. Профессор столичной бизнес-школы IESE Филип Москосо отмечает: все больше туристов прибывают в Испанию рейсами лоукостеров и предпочитают не бронировать номера в отелях, а искать более дешевое жилье через сервис Airbnb и ему подобные, что отрицательно влияет на состояние гостиничного бизнеса королевства. Эта тенденция легко прослеживается на основе данных статистики: если количество бронирований в номерах испанских отелей за последние два года выросло на 1,6 %, то число бронирований через онлайн-платформы Airbnb и ей подобные подскочило на 75 %.
Все чаще можно слышать мнение о том, что два таких популярных испанских направления, как Барселона и Балеарские острова, уже достигли уровня максимальной наполняемости. И это уже начало не только вызывать недовольство со стороны местных жителей, но и опасность для окружающей среды. Активисты-экологи бьют тревогу: природа Балеарских островов уже не может восстановиться после очередного летнего сезона. В частности, с повышенной нагрузкой не справляются очистительные сооружения, результатом чего стало загрязнение прибрежных вод архипелага, в том числе и на территории Национального парка Альбуфера. Повышенный туристический поток угрожает и целостности хрупкой экосистемы прибрежных линий других регионов королевства.
Власти Испании и представители туристического сектора уже делают определенные шаги по направлению к изменению модели туризма «солнце и пляжи», пытаясь добавить к ней и другие составляющие. Конечной целью этих мероприятий является сдвиг приоритетов от количества к качеству. Испания должна привлекать больше состоятельных туристов, готовых не только лежать на пляже, но еще и знакомиться с историческим и культурным наследием королевства. К примеру, Барселона пытается продвигать экскурсии в Монтсеррат, в то время как Страна Басков стремится сделать акцент на своей кулинарии, а Риоха – на винодельческих традициях.
Однако это стремление разделяют далеко не все представители туристического сектора, не желающие менять привычные модели работы. Они уверены: то, что принесло такой успех нынешним летом, будет приносить деньги и в будущие годы. Однако снижение качества туристов с одновременным увеличением их количества может оказаться вовсе не столь выгодным в долгосрочной перспективе. И об этом, как утверждают эксперты, нужно думать уже сегодня, на волне невиданной популярности Испании.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале