Система, по которой ведется школьное обучение в Испании, как и во многих других странах, предполагает, что школьники получают домашние задания. Однако многие родители в королевстве уверены: детей в испанских школах стали слишком перегружать домашними работами. Проблема стала настолько острой, что испанский Альянс ассоциаций родителей CEAPA, который объединяет родителей учащихся около 12 000 государственных школ королевства, призвал провести в ноябре своеобразную забастовку. В ней должны принять участие родители и ученики как начальной, так и старшей школы. Смысл забастовки заключается в том, что школьники на протяжении всего месяца будут отказываться выполнять домашние задания, которые учителя дают им на выходные.
Подобный беспрецедентный шаг – это ответ на многочисленные жалобы родителей, утверждающих, что их дети тратят все больше и больше времени на выполнение слишком объемных домашних заданий. Представители Альянса подвергли сомнению утверждение о том, что большие домашние работы позволяют улучшить способность детей к обучению. Они утверждают: слишком раннее обучение чтению и повышенные объемы домашних заданий приводят к тому, что у самых младших школьников пропадает интерес к учебе. «Мы абсолютно уверены в том, что домашние задания являются вредными для самых маленьких учащихся и препятствуют их развитию вне школы», - отметил Хосе Луис Пасос, президент CEAPA.
По словам Пасоса, представители Альянса не могут прогнозировать, сколько родителей по всей стране решат поддержать забастовку. Но они точно знают, что идеи Альянса находят широкую поддержку и за его пределами. Представителям организации приходится постоянно общаться с родителями, которые не входят в Альянс, но жалуются на те же самые проблемы.
CEAPA призывает родителей организовать для детей интересные мероприятия, вместо того чтобы все выходные просидеть вместе с ними за уроками. Среди таких мероприятий предлагаются экскурсии в музеи, совместное рисование или занятия спортом. На своем вебсайте организация разместила полезную информацию для родителей, а также образец расписки, которую можно будет предоставить в школу с объяснением причины невыполнения домашних заданий.
В соответствии с результатами доклада Организации экономического сотрудничества и развития за 2012 год Испания занимает пятое место среди 38 развитых стран по такому показателю, как объемы домашних заданий. Если в среднем в этих странах учащиеся тратят на выполнение домашних заданий 4,9 часа в неделю, то в Испании это уже 6,5 часов. Между тем повышение объемов домашних заданий вовсе не обязательно приводит к улучшению школьных результатов. Наглядный пример тому – систематически низкие показатели, которые на фоне школьников из других стран демонстрируют испанские учащиеся по таким предметам, как математика, чтение и естествознание. В то же время в Финляндии и Южной Корее – странах, где школьники из года в год показывают самые высокие результаты, – дети работают дома в среднем менее трех часов в неделю.
Исследование, которое было заказано в начале октября испанским изданием «Эль Паис», показало: большинство испанских родителей уверены, что детям задают слишком много. Только 27 % полагают, что объемы домашних заданий являются нормальными, а 3 % уверены, что их детям задают слишком мало.
Представители Альянса отмечают: система школьного образования в Испании по-прежнему основана на традиционных методах, предполагающих большие объемы механического запоминания. В то же время информация в современном обществе является гораздо более доступной, чем еще несколько десятков лет назад. В настоящее время задачей школы должно стать не принуждение детей к запоминаю фактов, а развитие умения управлять информацией, проявлять критичность в ее отборе. Как отмечает Пасос, испанское общество за последние годы претерпело глубокие изменения – однако обстановка в школьных классах осталась прежней.
Дебаты по поводу домашних заданий начались в Испании еще в прошлом году, когда мать одной из школьниц начала собирать подписи под петицией с требованием снизить объемы домашних заданий. Причиной тому стало почти полное отсутствие у ее дочери свободного времени: все часы, свободные от школы, она посвящала выполнению домашних заданий. Кампания, организованная матерью Евы Байлен, всколыхнула всю страну, результатом чего стали попытки регулирования объемов домашних заданий во многих школах. CEAPA решил присоединиться к компании и прямо потребовать уменьшения домашних заданий. Этот вопрос попал и в повестку дня на самом высоком уровне. Действующий министр образования Испании в начале текущего школьного года признал: вопрос домашних заданий необходимо «пересмотреть». А региональные правительства Мадрида, Канарских островов и Мурсии уже последовали рекомендациям снизить время выполнения домашних заданий учащимися школ.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале