Наверх

Почему высшее образование в Испании пока не может конкурировать с американским?

Дата: 11.04.2017

Автор: Служба Новостей

Испанские университеты с каждым годом привлекают все больше иностранных студентов. Принято считать, что современное высшее образование в Испании отличается не только доступной ценой, но и качеством. Однако многие специалисты высказывают мнение о том, что испанская образовательная система не учит студентов думать и отстаивать свое мнение. Об этом – недавний материал издания «Эль Паис».

Хосе Мануэль Мартинес – профессор и глава исследовательской группы, который ведет свою деятельность в Гарвардском университете. 45-летний профессор родом из Мадрида и отлично знаком не только с американской, но и с испанской системой высшего образования. Он полагает: в современном академическом мире недостаточно быть специалистом только в одной области. Но именно на это нацелена испанская образовательная система, и именно за это ее критикуют чаще всего.

В последние пять лет Мартинес был главой гарвардского Real Colegio Complutense – единственного международного центра, аффилированного в этом престижном университете. Цель RCC, который был создан 26 лет назад, – дать возможность учиться в Гарварде талантливым испанским студентам, не имеющим возможности оплачивать дорогое обучение. Прежде чем начать свою работу в Гарварде, Мартинес выступал в качестве консультанта в испанском Министерстве образования, а потому он может авторитетно сравнить две образовательные системы.

Мартинес отмечает: в Америке доступ к университетскому образованию открывается не только на основании результатов учебы, но еще и с учетом определенных критериев, которые не применяются в Испании. В США важно, чтобы будущий студент был всесторонне развитой личностью. Абитуриенты, имеющие самые высокие шансы на поступление, обычно занимаются волонтерской работой, являются главами студенческих клубов или углубленно занимаются музыкой или спортом. Они должны быть активными, умеющими высказывать свое мнение – это в полной мере поощряется американской системой школьного образования. Испанская же система еще с начальной школы нацелена в основном на усвоение знаний и запоминание информации. Испанские школьники обладают полным набором фактических знаний, однако они в массе своей не умеют выделять задачи и искать их решение. В США же обучение нацелено не на запоминание знаний, а на развитие критического мышления. Американцев учат искать новые способы решения проблем и создавать инновации уже с детства.

Отвечая на вопрос издания, в чем состоит разница между испанскими и американскими университетами и их студентами, профессор отвечает: американские студенты не просто умеют спорить – их этому обучают еще со школы. Поэтому они способны аргументированно отстоять свою точку зрения по любому вопросу. Ни один вопрос студента в американском университете не считается глупым, а сами студенты, как, впрочем, и их преподаватели, безоговорочно уважают чужое мнение. Подобных качеств не хватает почти всем испанским студентам, и это – не их вина, такой их сделала система образования.

Как утверждает профессор, современная бизнес-среда меняется очень быстро. Сегодня сложно предположить, какие знания будут требоваться от специалистов в той или иной области уже в ближайшие годы. А потому привычная специализация – это не лучший путь развития молодых профессионалов. Сегодня нужно быть специалистом хотя бы в нескольких областях. Поэтому студенты Гарварда выбирают свою специализацию только на пятый год обучения. Здесь прекрасно понимают: в университете невозможно научить студента тем навыкам, которые потребуются ему, когда он приступит к своей работе.

В чем еще заключаются отличия системы высшего образования в Испании от американской?

Одно из главных отличий американской системы – конкуренция между преподавателями, которая побуждает их постоянно совершенствовать методы своей работы. Первая неделя в Гарварде посвящена тому, что каждый профессор устраивает «презентацию» своего курса, объясняя, чему будет учить студентов. Студенты же сами выбирают, какие лекции они будут посещать. Подобный подход обеспечивает возможность выбора как для студентов, так и для самих преподавателей, побуждая последних постоянно совершенствовать свое мастерство. В то же время испанская система образования поощряет научную работу, оценивая деятельность преподавателей по количеству опубликованных ими научных трудов. Безусловно, это похвально, однако научная деятельность не должна идти в ущерб качеству преподавания.

Испанская образовательная система должна начать учить школьников и студентов не просто усваивать готовые знания, но и критично относиться ко всему изученному и не бояться иметь свою точку зрения. Умение найти эту точку зрения и аргументированно ее отстоять, не бояться конкуренции и работать в условиях стресса – вот важные качества, которые необходимо развивать в современных студентах. С этим отлично справляется американская система образования, определенные достижения которой не помешало бы внедрить и в Испании.



Возврат к списку


Пожалуйста, введите своё имя
Пожалуйста, введите свой email
Пожалуйста, введите комментарий