В данном подразделе речь пойдет о системе образования в Испании, которая носит обязательных характер, а именно о начальном и среднем образовании.
Начальное образование в Испании (Educación Primaria)
Начальное образование в Испании является обязательным и бесплатным, которое можно получить как в государственных, так и частных учебных заведениях. Включает в себя три цикла по два года каждый. В общей сложности это шесть учебных курсов, которые проходят, как правило, с шести и до двенадцати лет:
1) первый цикл - с 6 до 8 лет;
2) второй цикл - с 8 до 10 лет;
3) третий цикл - с 10 до 12 лет.
Основная цель обучения – дать всем детям-резидентам Испании общее образование, которое сделает возможным приобретение базовых знаний, относящихся к культуре, устной речи, чтению, письму и математике, а также развитию самостоятельности у детей в окружающей среде.
Начальное образование имеет всеобъемлющий характер, и педагог на этом этапе обучения имеет все необходимые знания во всех нужных областях для этой возрастной категории учеников. Преподавание музыки, физического воспитания и иностранных языков также проводится квалифицированными учителями, имеющими соответствующую специализацию или квалификацию.
Содержание программы начального образования в Испании
Основное внимание уделяется таким областям, как:
- окружающая природа и социум,
- физическая культура,
- художественное мастерство,
- иностранный язык,
- математика,
- испанский язык + официальный язык той автономии, где учится ребенок (если есть).
В рамках третьего цикла к основным предметам добавляется изучение гражданских прав и обязанностей человека, а также до детей доносят мысль о равенстве мужчины и женщины.
Основные навыки, которые стремятся развить у ребенка на данном этапе обучения, это:
⇒ использование соответствующим образом кастильского наречия и, если есть, официального языка автономного сообщества;
⇒ понимание и возможность общения в простой форме на иностранном языке;
⇒ возможность выполнять в повседневной жизни простые вычислительные операции и элементарные логические процедуры;
⇒ приобретение навыков, которые позволят адекватно действовать в семейно-бытовой сфере, а также в социальных группах, с которыми связан ученик;
⇒ умение оценивать основные параметры, регулирующие жизнь и сосуществование человека, и поступать в соответствии с ними;
⇒ использование различных средств художественного выражения;
⇒ знание основных характеристик физического, социального и культурного развития и возможностей в нем;
⇒ умение ценить гигиену и здоровье своего тела, а также сохранение природы и окружающей среды;
⇒ использование физкультуры и спорта для персонального развития.
Условия поступления
Условия поступления в учебные центры начального образования на территории Испании регулируются статьей 84 Органического закона об образовании (LOE).
При поступлении ни в коем случае не должно быть дискриминации ребенка по месту его рождения, расе, полу, религии, убеждениям или другим социальным обстоятельствам.
Родители/опекуны ребенка вправе сами выбирать ему государственное/частное учебное заведение на территории Испании.
Если в государственном учебном заведении не хватает учебных мест, тогда приоритет при поступлении отдается по следующим критериям:
• в учебном заведении уже учится брат/сестра или работает родитель/опекун поступающего ребенка;
• место жительства поступающего ребенка или место работы его родителя (опекуна) находится рядом с учебным заведением;
• установлена инвалидность у поступающего ребенка или у его родителя/опекуна/братьев/сестер.
Важно! Условия поступления детей из многодетных семей уточняйте в административных учреждениях по образованию в вашей провинции.
Внимание! Дети, прошедшие курс обучения в зарубежных учебных заведениях, смогут поступить на необходимый курс обучения в испанской школе только в соответствии со своим возрастом, знаниями и после предоставления всех необходимых документов.
Дистанционное начальное образование
В Испании есть возможность получить начальное образование дистанционным методом. В основном этот способ учебы выбирают ученики, которые не могут посещать школу на постоянной основе. К этой группе относятся:
♦ дети - граждане Испании, являющиеся резидентами другой страны;
♦ дети - граждане иностранного государства, являющиеся резидентами другой страны, но начавшие свой курс начального обучения по обязательной программе в Испании;
♦ дети - резиденты Испании, семьи которых не имеют фиксированного места жительства;
♦ дети - резиденты Испании, которые принимают участие в различных культурных/спортивных мероприятиях.
Такие ученики могут получить образование через специальный Центр инноваций и развития дистанционного обучения (Centro para la Innovación y Desarrollo de la Educación a Distancia (CIDEAD)).
После окончания начальной школы ученик переходит в среднюю школу.
Законодательство
* Ley Orgánica 2/2006, de 3 de mayo, de Educación
* Real Decreto 1513/2006, de 7 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas de la Educación primaria.
* Real Decreto 1190/2012, de 3 de agosto, por el que se modifican el Real Decreto 1513/2006, de 7 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas de la Educación Primaria, y el Real Decreto 1631/2006, de 29 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas correspondientes a la Educación Secundaria Obligatoria.
Среднее образование в Испании (Educación Secundaria Obligatoria (ESO))
Среднее образование в Испании так же, как и начальное, является обязательным и бесплатным. Получить его можно в государственных или частных школах. Состоит из двух циклов, включающих четыре академических курса, которые проходят с 12 и до 16 лет:
- первый цикл - с 12 до 14 лет;
- второй цикл - с 14 до 16 лет.
Важно! На этом этапе можно только дважды повторять курс обучения, и на момент выпускных экзаменов ученик не должен быть старше 18 лет.
Также ученик, когда ему исполняется 16 лет, может завершить с согласия родителей обязательное школьное образование на данном этапе, не сдав экзамены. В этом случае ему будет предоставлен соответствующий сертификат об обучении в средней школе с наличием информации о пройденных курсах и всех дисциплинах.
Содержание программы среднего образования в Испании
Программа среднего образования разработана в соответствии с общеевропейскими стандартами. Для разнообразия обучения внимание учеников привлекается к науке, технологиям, культуре и художественным дисциплинам. Дети учатся развивать и укреплять рабочие и исследовательские навыки. Дается полное объяснение о правах и обязанностях каждого гражданина в дальнейшей жизни. Также идет подготовка к экзаменам для последующего обучения в высших учебных учреждениях.
Предметы |
1 курс, 2 курс, 3 курс |
4 курс (с 15 до 16 лет) |
Общие |
• Естественные науки • Обществознание, география, история • Физическая культура • Испанский язык и литература (+ если есть, официальный язык провинции) • Иностранный язык • Математика
По крайней мере в одном из курсов: • Музыка • Технологии • Гражданские права и обязанности • Изобразительное искусство |
• Этико-правовые основы • Обществознание, география, история • Физическая культура • Испанский язык и литература (+ если есть, официальный язык провинции) • Иностранный язык • Математика
Три предмета на выбор: • Биология и геология • Изобразительное искусство • Физика и химия • Информатика • Латинский язык • Музыка • Технологии • Второй иностранный язык
|
Выборочные |
• Изучение религии - религия - история и культура религий • Дополнительное обучение по любому направлению (в основном изучение информации, которая не вошла в основную программу)
|
• Изучение религии - религия - история и культура религий • Дополнительное обучение по любому направлению (в основном изучение информации, которая не вошла в основную программу) |
Факультативные |
На любом из трех курсов можно выбрать один (и более) предмет как дополнительное занятие. Среди предметов на выбор также должны присутствовать: • второй иностранный язык (в некоторых учебных заведениях он изучается в обязательном порядке) • классическая культура |
Можно выбрать один (и более) предмет как дополнительное занятие. |
Основные навыки, которыми должен обладать ученик после получения среднего образования:
⇒ ответственно осознавать свои обязанности, знать и использовать свои права, уважать других граждан, проявлять терпимость, уметь сотрудничать с другими людьми или группами людей и относиться к ним толерантно;
⇒ развивать и закреплять дисциплинарные, учебные и профессиональные навыки как индивидуально, так и в группах, в качестве необходимого условия эффективной реализации задач обучения и как средство личного развития;
⇒ ценить и уважать различия между мужчиной и женщиной, в том числе признавать равные права и возможности между ними. Уметь отвергать стереотипы, предполагающие гендерную дискриминацию;
⇒ укреплять свои возможности во всех личностных сферах и отношения с другими людьми, а также отказаться от насилия, предрассудков любого рода, уметь мирно разрешать конфликтные ситуации;
⇒ уметь грамотно использовать источники информации для приобретения новых знаний. Иметь базовую подготовку в области технологий, особенно информационных и телекоммуникационных;
⇒ уметь использовать научные знания в различных дисциплинах;
⇒ развивать предпринимательский дух и уверенность в себе, в том числе критическое мышление, личную инициативу и способность к продолжению обучения. А также уметь планировать свою деятельность, принимать решения и брать на себя ответственность;
⇒ понимать и корректно выражаться в устной и письменной форме на кастильском языке и, если таковые имеются, на официальном языке автономного сообщества. Уметь составлять и понимать тексты, а также иметь интерес и приобщаться к дополнительным знаниям, чтению и изучению литературы;
⇒ уметь понимать и выражаться надлежащим образом на одном или нескольких иностранных языках;
⇒ знать, ценить и уважать основные аспекты своей (и других государств) культуры и истории, а также иметь представление о художественном и культурном наследии;
⇒ ценить художественное творчество и понимать различные формы искусства, используя несхожие средства выражения;
⇒ знать функционирование собственного тела, уважать физиологические различия между людьми, укреплять привычки по уходу за телом. Приобщаться к развитию физического воспитания и спортивной практике для укрепления личности. Уметь критически оценивать пагубные привычки;
⇒ уметь правильно и ответственно ухаживать за живыми существами и окружающей средой, способствуя ее сохранению и укреплению.
Условия поступления
Для поступления в испанскую среднюю школу необходимо получить начальное обязательное образование. Остальные условия поступления являются такими же, как и при поступлении в начальную школу (смотрите выше), и регулируются статьей 84 Органического закона об образовании (LOE).
Внимание! Дети, прошедшие курс обучения в зарубежных учебных заведениях, смогут поступить на необходимый курс обучения в испанской школе только в соответствии со своим возрастом, знаниями и после предоставления всех необходимых документов.
Получить среднее образование в Испании (так же, как и начальное) возможно и дистанционным способом. Кто и как может получить образование таким методом, смотрите выше в статье о начальном образовании в Испании.
После окончания средней школы ученик может перейти в старшие классы (Bachillerato), получить среднюю ступень специального профессиональное образование (los ciclos formativos de grado medio) или устроиться на работу.
Законодательство
* Ley Orgánica 2/2006, de 3 de mayo, de Educación.
* Real Decreto 1631/2006, de 29 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas correspondientes a la Educación Secundaria Obligatoria.
* Real Decreto 242/2009, de 27 de febrero, por el que se establecen convalidaciones entre las enseñanzas profesionales de Música y de Danza y la Educación secundaria obligatoria y el Bachillerato, así como los efectos que sobre la materia de Educación física deben tener la condición de deportista de alto nivel o alto rendimiento y las enseñanzas profesionales de Danza.
* Orden ECI/1845/2007, de 19 de junio, por la que se establecen los elementos de los documentos básicos de evaluación de la educación básica regulada por la Ley Orgánica 2/2006, de 3 de mayo, de Educación, así como los requisitos formales derivados del proceso de evaluación que son precisos para garantizar la movilidad del alumnado.
* Orden EDU/2395/2009, de 9 de septiembre, por la que se regula la promoción de un curso incompleto del sistema educativo definido por la Ley Orgánica 1/1990, de 3 de octubre, de ordenación general del sistema educativo, a otro de la Ley Orgánica 2/2006, de 3 de mayo, de Educación.
* Real Decreto 1190/2012, de 3 de agosto, por el que se modifican el Real Decreto 1513/2006, de 7 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas de la Educación Primaria, y el Real Decreto 1631/2006, de 29 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas correspondientes a la Educación Secundaria Obligatoria.