В 1999 году Испания, как и другие члены Евросоюза, стала участником Болонского процесса. Система высшего образования страны постепенно претерпевала изменения, чтобы в результате соответствовать единому европейскому стандарту.
Начиная с 2010 года, высшее образование в Испании полностью отвечает основным положениям Болонской декларации. Хотя студенты, вступившие в испанские вузы до 2010 года, пока обучаются по ранее принятым учебным программам.
Полезно будет прояснить, какие же основные реформы коснулись вузов страны и вывели образование в Испании на новую высоту.
Следуя положениям Болонского процесса, чиновники Министерства образования в корне пересмотрели систему преподавания в высшей школе.
В результате, обучение в университетах было выстроено по принципу градации – усиления. Учебные программы были составлены таким образом, чтобы каждый претендент на высшее образование в Испании, мог изначально представлять себе план своего профессионального роста и выбирать подходящий путь его выполнения.
Обучение в испанских вузах сегодня состоит из трех циклов. Прохождение второго и третьего, после освоения первого, не является обязательным. В то же время, продвижение по циклам возможно только при условии поэтапного освоения каждого из них.
Первый цикл позволяет овладеть наиболее практическими профессиональными знаниями. За 4 года обучения студент запасается достаточной информационной базой, чтобы стать хорошим специалистом в своем деле. Некоторые факультеты предусматривают образование только по первому циклу.
Углубление в профессию, благодаря более узкой специализации – это преимущество прохождения второго цикла. На это может уйти от года до двух.
Третий цикл позволяет шагнуть на высоту, достаточную для реализации себя в научной и преподавательской деятельности. Тех, кому близка эта сфера, ожидает еще один год интенсивной работы, который увенчается написанием диссертации.
Одно из положений Болонской декларации было направлено на то, чтобы страны-участницы процесса пришли к единым стандартам в области присваиваемых степеней.
До проведения реформ в Испании можно было получить диплом со степенью Diplomado либо Licenciado (3 года и 5 лет обучения соответственно). Для инженеров была отдельно предусмотрена степень Ingeniero Técnico, и слудующая - Ingeniero Superior, а для архитекторов существовала степень Arquitecto Técnico, и высшая – Arquitecto.
В настоящее время образование в Испании отвечает европейским стандартам, и степени, присваиваемые выпускникам вузов, понятны всем участникам Болонского процесса.
Степени соотносятся с тем или иным циклом обучения:
Еще одним нововведением, коснувшимся испанских вузов, является применение системы кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System). Кредит – это единица учета времени, затрачиваемого студентом на освоение теории, а также на выполнение практических задач.
В системе ECTS один учебный год равняется 60 кредитам. Это примерно от полторы тысячи до почти 2 тысяч учебных часов.
Поскольку образование в Испании проходит по циклам, то для каждого цикла отводится свое количество кредитов.
Так, выпускнику первого цикла будет зачтено около 240 кредитов. А на втором цикле нагрузка будет составлять от 60 до 120 кредитов.
Система ECTS значительно облегчает задачу пересчета пройденных студентом учебных часов при переводе в другой вуз. Кроме этого, она позволяет студентам самостоятельно выбирать дисциплины для обучения.
В целом, Испания достойно справилась с реформизацией системы образования. И теперь услуги по обучению в университетах страны предоставляются на самом высоком уровне.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале