Одна из проблем королевства, связанная с туризмом, заключается в том, что многомиллионный туристический поток распространяется по его территории крайне неравномерно. Значительная часть тех, кто оформляет визу в Испанию или приезжает в королевство без визы, устремляется в популярные крупные города и на известные курорты. Одна из мер, которые позволят снять существующее напряжение, – это переориентация туристического потока и его более равномерное распределение. Сделать это можно, предложив туристам новые виды занятий и развлечений и привлекая гостей с разными интересами, а не только желанием отдохнуть на пляже и совершить выгодные покупки.
Это, по мнению Фонта, должно начинаться с грамотного маркетинга и информирования туристов об имеющихся альтернативах. Здесь можно брать пример с Амстердама, который на своем официальном городском веб-сайте начал советовать гостям размещаться не в самом городе, а в его пригородах. Но этого, конечно, недостаточно. Ведь далеко не каждый турист, отправляющийся в тот или иной город, будет заходить на его сайт и прислушиваться к рекомендациям.
Несколько иная стратегия применяется в Венеции, которая давно уже страдает от наплыва туристов. Здесь решили жестко наказывать всех, кто мешает местным жителям вести нормальную жизнь. Сегодня тем, кто решит искупаться в каналах, устроить пикник в общественном месте или даже слишком долго постоять на мосту, загораживая проход другим, грозят нешуточные штрафы, размер которых может доходить до 500 евро. Впрочем, к чести властей города, они не ограничиваются только карательными мерами. В Венеции разработана стратегия под названием «детуризм», в рамках которой гостям предлагаются альтернативные маршруты в стороне от проторенных туристами троп в центре города, который каждый год посещают около 28 миллионов человек.
Как полагают специалисты, подобные меры могут оказаться эффективными, особенно в разгар сезона, перенаправляя туристов из тех мест, где их количество уже превысило все мыслимые примеры, в менее известные регионы. Полезно также советовать гостям оставаться в городе не на один-два дня, а на более долгий срок. Как ни странно, но более длительный срок пребывания туриста – это благо для любого города. Если гость приехал в Париж на один день, он непременно отправится посмотреть на Эйфелеву башню, но если он планирует остаться на две недели, то вряд ли будет отправляться к башне 14 раз.
Специалисты отмечают один важный момент: Испании стоит приложить усилия для того, чтобы туристы возвращались сюда снова и снова. Рекламные кампании должны быть направлены не на то, чтобы привлечь новых туристов, которые еще никогда не были в королевстве, а на то, чтобы людям хотелось еще раз приехать в Испанию. Тех, кто приезжает в страну в третий, четвертый или пятый раз, гораздо легче убедить вести себя так, чтобы не мешать нормальной жизни местных жителей, уверены специалисты. Сделать это местные власти могут, предоставляя льготы доверенным туроператорам, которые привлекают туристов, готовых приезжать в Испанию как минимум на несколько дней и тратить здесь свои деньги. Многие туроператоры, работающие в королевстве, отмечают: «качество» туриста зачастую зависит от его национальности. К примеру, французы приезжают в Испанию не только в разгар сезона, они готовы тратить деньги на местные товары и проявлять туристическую активность не только в центральных и самых известных районах посещаемых ими городов.
Власти испанских городов, безусловно, могут сделать многое – однако сложнее всего изменить негативное отношение к туристам со стороны местных жителей. Впрочем, и в этом направлении уже делаются определенные шаги. Так, недавно каталонское телевидение запустило социальную рекламу, смысл которой был таким: «Даже если вы не слишком любите туристов, не забывайте: они приезжают к нам для того, чтобы тратить деньги».
Стратегия развития Барселоны до 2020 года предусматривает, что туризм является неотъемлемой и существенной частью жизни города, а не неким чужеродным феноменом. Туристы – это гости, у которых есть определенные права и обязанности. Если они будут уважать элементарные правила поведения в общественных местах, соблюдать хотя бы некоторые традиции местных жителей, пытаться выучить хотя бы несколько слов на испанском и требовать в местных кафе не привычные им, а традиционные испанские блюда, местные жители будут относиться к ним гораздо более благосклонно, несмотря на их немалую численность.
Самые актуальные и эксклюзивные новости Испании Вы можете узнать в нашем Телеграм-канале