Наверх

Школьное обучение в Испании: проблемы домашних заданий

Дата: 22.05.2015

Автор: Азбука Испании

Школьное обучение в Испании: проблемы домашних заданий
Школьное обучение в Испании: проблемы домашних заданий

Система школьного обучения в Испании в последние годы претерпела определенные реформы, но все же пока она далека от идеальной. И одной из ее проблем, по мнению родителей, стали домашние задания, которые получают школьники. Этой проблеме была посвящена недавняя статья в газете «Эль Паис», в которой ситуация рассматривается на примере конкретных испанских семей.

Когда Диего приходит из школы, каждый день на выполнение домашних заданий у него уходит примерно 3 часа. Иногда по вечерам ему хватает времени только на то, чтобы поужинать, умыться и лечь спать. Учится он в государственной школе недалеко от Мадрида.

Учителя мальчика говорят, что он демонстрирует хорошие результаты. Но когда его мать пожаловалась в школе на то, что у Диего на выполнение домашних заданий уходит слишком много времени, ей ответили: домашняя работа рассчитана на 90 минут. И если мальчик не будет ее выполнять, ему придется столкнуться с последствиями.

Ситуация с домашними заданиями стала для семьи настолько стрессовой, что мать решила начать кампанию по стандартизации домашних заданий в системе обучения страны. Ее петиция собрала около 100 тысяч подписей.

В настоящее время в Испании нет стандартных правил, которые регламентировали бы количество домашних заданий, которые могут задаваться на дом ученикам. Этот вопрос входит в компетенцию учителей. Как отмечает сама мама мальчика, она вовсе не против домашних заданий, и дети обязательно должны заниматься, придя домой из школы. Но когда ее мальчик начал постоянно плакать из-за того, что после выполнения домашних заданий у него не остается времени поиграть с друзьями, она поняла: надо что-то менять.

Случай с Диего является одним из ярких показателей того, что происходит сегодня в системе школьного образования в Испании: слишком большие домашние работы, отсутствие координации между учителями и монотонные, повторяющиеся задания, которые не слишком развивают способности учеников. Это приводит к тому, что в семьях школьников постоянно наблюдаются напряжение и стрессы. Свободное время всех членов семьи начинает определяться не ими самими, а школьными учителями. Многие дети просто не хотят ходить в школу, другие же, которым дома не оказывается поддержка, начинают сильно отставать в учебе.

Как отмечает Луис Мигель Лазаро, профессор истории и теории образования Университета Валенсии, необходимо установить разумный лимит домашних заданий. Он предлагает, чтобы выполнение их занимало не более 40 минут в средней школе и около часа в старшей. Но главное здесь – чтобы учителя поддерживали связь друг с другом. Ситуации, когда один учитель задает огромное задание, как будто его предмет единственный, недопустимы.

Изменится ли что-то в системе школьного обучения в Испании?

Как полагают специалисты, домашние задания необходимы для того, чтобы ребенок мог полностью понять изучаемый материал. И как только дети начинают посещать школу, они должны получать домашнюю работу. Но задания должны быть пропорциональны возрасту детей: в старшей школе их выполнение не должно занимать больше пары часов в день, в средней же и младшей школе это время должно быть намного меньше.

Одна из причин, по которой сегодня и родители, и даже учителя подвергают сомнениям необходимость в таком количестве заданий, – это плачевные результаты, которые показывают испанские дети в рейтинге PISA. Между тем Финляндия, где домашних заданий дается гораздо меньше, намного превосходит Испанию.

Альфонсо Гонсалес, учитель биологии из Мурсии и отец старшеклассницы, недавно разослал своим коллегам письмо, которое позже стало достоянием общественности. В нем он писал, что большую часть домашних заданий своей дочери раньше он вынужден был делать вместе с ней. Только благодаря этому у девочки оставалось время на то, чтобы играть на гитаре, плавать на каноэ и гулять со своими друзьями. Теперь она учится хорошо и с домашней работой справляется сама.

Но Гонсалес отмечает: он и его жена проводили за уроками дочери гораздо больше времени, чем могут позволить себе другие испанские родители. Между тем недавние исследования, проведенные в США, показали: прямой связи между количеством времени, которое ученики школы тратят на выполнение домашних заданий, и их успеваемостью нет.

Доклад PISA показывает, что максимум четырех часов в неделю достаточно, чтобы ученик начал учиться лучше. Соответственно, нет никакого смысла задавать малышам столько же, сколько рекомендовано для 15-летних.

Как вспоминает мама Диего, когда она была маленькой, она не делала никакой домашней работы. И действительно, примерно в то время в Испании было запрещено давать домашние задания ученикам начальной школы. И если она, не делая домашних заданий, смогла окончить школу с отличными результатами и стать инженером в сфере телекоммуникаций, почему ее дети должны не поднимать головы от учебников?

Многие испанские родители сегодня отмечают: домашние задания, которые получают их дети, приводят к ухудшению отношений в семье. Они говорят: домашняя работа нарушает права людей на семейную жизнь, значительно продлевая фактическое время школьного обучения. Родители подчеркивают: они вовсе не выступают против домашних заданий как таковых. Но они хотят иметь возможность планировать свою семейную жизнь и проводить время с детьми – не за учебниками, а за другими занятиями.

Остается только надеяться, что к мнению родителей прислушаются представители испанской системы образования – и в будущем ситуация изменится к лучшему.


Возврат к списку


Пожалуйста, введите своё имя
Пожалуйста, введите свой email
Пожалуйста, введите комментарий